Изгнанники духа: Пушкин и Лермонтов о свободе и одиночестве

Изгнанники духа:  Пушкин и Лермонтов о свободе и одиночестве

Тема изгнанничества, одиночества и неприкаянности души, отвергнутой обществом, занимает особое место в творчестве двух титанов русской литературы – Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова․ Оба поэта, будучи яркими индивидуальностями, остро ощущали непонимание со стороны света, что нашло отражение в образах героев-изгоев, ставших знаковыми для их поэзии․

Изгнанники духа:  Пушкин и Лермонтов о свободе и одиночестве

Пушкинские мотивы изгнанничества

У Пушкина мотив изгнанничества многогранен․ Вспомним лирического героя стихотворения «К морю» (1824)․ Он прощается с морем٫ как с другом٫ свидетелем его душевных переживаний٫ символом свободы и бунтарства․ Изгнанник ощущает себя отторгнутым от любимого мира٫ обреченным на скитания⁚

Прощай же, море!​ Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы․

В «Цыганах» (1824) Пушкин обращается к образу Алеко – изгнанника по собственной воле٫ ищущего свободы в цыганском таборе․ Но и в этой экзотической среде герой не находит покоя٫ становясь убийцей и еще большим изгоем․ Пушкин показывает٫ что бегство от себя и света – не выход٫ и истинная свобода невозможна без внутренней гармонии․

Лермонтовский надлом⁚ Демон и Печорин

Лермонтов, унаследовав от Пушкина тему изгнанничества, придает ей трагическую заостренность․ Его герои обречены на одиночество из-за своей исключительности, непонятности для толпы․ Образ Демона («Демон», 1829-1841) – символ абсолютного одиночества, вечного странничества духа, жаждущего любви и обреченного на страдания․

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая полетел…

Печорин («Герой нашего времени», 1840), как и Демон, наделен острым умом, силой воли, но обречен на бездействие и скуку․ Он сам говорит о себе⁚ «Во мне два человека⁚ один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»․ Эта раздвоенность, невозможность найти себе место в жизни делают Печорина типичным лермонтовским героем-изгоем․

Сравнение и сопоставление

Итак, образы героев-изгоев у Пушкина и Лермонтова имеют как общие черты, так и существенные отличия․

Общее⁚

  • Ощущение глубокого одиночества и непонимания со стороны общества․
  • Противопоставление себя «толпе», ощущение своего превосходства над ней․
  • Мотив скитаний, поиска места в жизни․

Отличия⁚

  • У Пушкина часто присутствует вера в возможность преодоления одиночества, нахождения гармонии в любви, природе, творчестве․ Вспомним финал стихотворения «К морю»⁚ «Мир пустынен… Ты, как прежде, одна… Но в сердце новь жизнь закипела…»
  • У Лермонтова преобладает трагизм, безысходность․ Его герои обречены на вечное одиночество, их мятущаяся душа не находит покоя․

В заключение важно отметить, что образы героев-изгоев в поэзии Пушкина и Лермонтова – не просто литературные типы, а отражение сложных философских и социальных проблем своей эпохи․ Эти образы продолжают волновать и современного читателя, заставляя задуматься о смысле жизни, месте человека в мире, ценности свободы и одиночества․

Изучение этих образов помогает глубже понять творчество двух великих русских поэтов, а также по-новому взглянуть на вечные вопросы бытия․

Оцените статью
Изгнанники духа: Пушкин и Лермонтов о свободе и одиночестве
Изгнанники духа:  Пушкин и Лермонтов о свободе и одиночестве
Мотивы реки в поэзии Фёдора Тютчева